|
||||
Воробьёв Борис АлексеевичГерой Российской Федерации, заслуженный военный лётчик России генерал-майор Борис Алексеевич Воробьёв Есть люди, чьи имена составляют гордость отечественной авиации, их профессиональное мастерство и человеческие качества являются примером для многих молодых лётчиков. Герой Российской Федерации, заслуженный военный лётчик России генерал-майор Борис Алексеевич Воробьёв, безусловно, из их числа. Все, кто был знаком с ним, вспоминают о Борисе Алексеевиче как о неординарном человеке, настоящем патриоте своей страны. Борис Воробьёв родился 2 февраля 1949 года в подмосковном городе Ногинске в семье рабочего. В 1967 году окончил школу № 41 посёлка Фрязево Московской области. Мечта подняться в небо у юного Бориса зародилась в детстве. Впервые увидев вертолёт в подмосковном небе, он заболел авиацией и затем сделал в своей жизни всё от него зависящее, чтобы стать первоклассным лётчиком. И не просто стал, а вошёл в историю Вооруженных сил России, Военно-воздушных сил и армейской авиации, став заслуженным военным лётчиком и Героем Российской Федерации. Судьба отпустила этому удивительному, страстно увлёченному авиацией человеку всего 49 лет. Короткая, но какая яркая и насыщенная жизнь! Многое успел в жизни этот замечательный человек: работал слесарем-сборщиком на Московском авиаремонтном заводе, учился в Сызранском высшем военном авиационном училище и Военно-воздушной академии имени Ю.А. Гагарина (закончил академию с отличием в 1982 году. Классная квалификация пилота — военный лётчик-снайпер), участвовал в боевых действиях в Афганистане, 30 лет служил в Военно-воздушных силах, воспитал трёх дочерей. Военная биография будущего генерала Воробьёва началась в 1967 году, когда он поступил в Сызранское высшее военное авиационное училище, готовящее лётчиков. По окончании лётного училища в 1971 г. Борис Воробьев получил блестящие характеристики. «Решения в воздухе принимает грамотно, действует без промедления…» – записали инструкторы в его выпускную аттестацию. Через несколько лет в газете «Правда» (17 августа 1975 года) в статье «Вертолётчик» были отмечены умелые действия в воздухе на учениях командира отличного экипажа старшего лейтенанта Бориса Алексеевича Воробьёва. За «отличное выполнение задания по оказанию интернациональной помощи республике Афганистан» он был награждён орденом Красной Звезды, а за «заслуги в развитии дружбы между народами Афганистана и СССР» — афганским орденом Красного Знамени. Неслучайным был выбор Главнокомандующим ВВС его кандидатуры на должность начальника Чирчикского центра боевого применения и переучивания лётного состава. Основной задачей центра была подготовка лётного состава к боевым действиям в грозном небе Афганистана. Как правило, это полёты в горных условиях, а летать в горах Афгана лучше Воробьёва в тот период, наверное, не мог никто другой. Большое внимание при подготовке лётчиков в Чирчике (Узбекистан) он уделял полётам под шторкой по приборам, в сложных метеоусловиях, днём и ночью. В 1986—1989 годах командовал 1038-м Центром подготовки лётного состава армейской авиации для действующей 40-й армии. В 1991 году его назначили начальником 344-го Центра боевого применения и переучивания лётного состава армейской авиации в г. Торжок Тверской области. Его увлечённость теорией полета вертолета, постоянный поиск новых тактических приёмов, изучение и анализ боевых действий вертолётчиков в Афганистане, да и личное жизненное кредо «делай, как я» сделали генерала замечательным наставником, который учил молодых лётчиков не на словах, а на деле тому, что необходимо на войне. Суворовский завет «Тяжело в учении – легко в бою» выполнялся им неукоснительно не только в Чирчикском, но и в Торжокском центрах боевого применения и переучивания лётного состава, которыми он руководил. Благодаря ему в Афганистане отличились многие лётчики, которым он передавал свой боевой опыт. Борис Воробьёв первым в мире на боевом вертолёте выполнил «косую петлю» – сложнейшую фигуру высшего пилотажа, сопоставимую с известной «петлёй Нестерова». Борис Алексеевич был не только воздушным асом, но и исследователем неизведанного. Поэтому и летал на пределе возможного. Как в военном лётчике в нём воплотились сконцентрированная воля, твёрдый характер, высокий интеллектуальный потенциал, отвага и мужество. Обладая неуёмной энергией, умением отстаивать своё мнение, начальник центра обосновал теоретически и лично отрабатывал в полётах практически новые элементы техники пилотирования. Труд первопроходцев всегда сложный, а в авиации ещё и очень опасный. Рождённый летать, Борис Алексеевич одним из первых в армейской авиации освоил вертолет Ка-50 «Черная акула». В изучении и освоении этого вертолёта генерал-майор Воробьёв ушёл гораздо дальше профессиональных лётчиков-испытателей, во многом действительно обогнал время. Имея пытливый ум, лётчик всегда находился в поиске нового и в технике пилотирования, и в совершенствовании режимов воздушного боя. Он освоил этот современный и сложный авиационный комплекс в такой степени, что только ему было доверено демонстрировать пилотажные возможности Ка-50 на международных авиасалонах в Ле-Бурже (Франция, 1993 г.), «Дубаи-95», «Лима-95» (Малайзия), «Фарнборо» (Англия, 1996 г.). Именно он выводил этот вертолёт в большую жизнь. Он был просто влюблён в Ка-50, выжимал из «акулы» всё, на что она способна, шаг за шагом изучал её пилотажные и боевые возможности. Работая совместно с конструкторским бюро им. Н.И. Камова, Борис Алексеевич находился на острие поиска чисто вертолётных режимов воздушного боя. Об этом свидетельствует его сложный пилотаж на Ка-50. Работа над этим боевым вертолётом принесла лётчику заслуженную славу и известность не только среди лётчиков армейской авиации, но и во всем авиационном мире. В общей сложности за 31 год службы он налетал более четырех тысяч часов и освоил 14 типов машин. На воздушных праздниках зрители восхищались его одиночным пилотажем на вертолётах Ка-50, Ми-8 и Ми-24. Укрощая «Чёрную акулу», он укрощал и само время – был человеком будущего, жил завтрашним днём и твёрдо верил, что этот вертолёт станет новой вехой в истории авиации. " В 1995 году он удостоился чести провести Ка-50 в боевом строю над Поклонной горой во время парада, посвященного 50-летию Победы. Благодаря его инициативе и энергии в Торжокском центре в 1992 г. была создана пилотажная группа «Беркуты» – единственная в России и мире, выполняющая сложный пилотаж на боевых вертолётах. Вот уже более 23 лет лётчики из Торжка показывают своё пилотажное мастерство на различных авиасалонах (МАКС и другие) и воздушных праздниках. За мужество и героизм, проявленные при проведении государственных испытаний новой авиационной техники в условиях, сопряжённых с риском для жизни, генерал-майору Борису Воробьеву 20 июля 1996 года было присвоено звание Героя Российской Федерации, а 19 мая 1997 года в Кремле была вручена Звезда Героя Российской Федерации. Как командира в первую очередь его отличала забота о подчинённых. Ценой больших усилий Борис Алексеевич в период сокращения Вооружённых сил сумел сохранить уникальный центр боевой подготовки и переучивания армейской авиации, лучшие кадры лётного и инженерно-технического состава, добился строительства жилого городка для военнослужащих центра. Несмотря на большую загруженность по лётной работе, Борис Алексеевич в свободное от службы время весь пламень своего сердца отдавал любимой жене Елене Лукьяновне и трём дочерям – Елене, Светлане и Наталье, воспитал их достойными гражданами своей страны. 17 июня 1998 года на торжокской земле произошло трагическое событие. Во время полётов в 344-м центре боевого применения и переучивания лётного состава армейской авиации потерпел катастрофу вертолёт Ка-50 «Черная акула», пилотируемый Героем Российской Федерации, заслуженным военным лётчиком России генерал-майором Борисом Алексеевичем Воробьевым. На высоте около 70 метров, при выполнение фигуры высшего пилотажа, у вертолёта произошёл перехлёст несущих винтов соосной системы и неуправляемая машина рухнула на землю. Пилот погиб. Трагически оборвалась жизнь Бориса Алексеевича. Будто улетевший в вечность, он сохранил о себе благодарную память в сердцах своих боевых товарищей, друзей, родных и близких ему людей. В своей книге «Раскалённое небо» командующий армейской авиации, Герой Советского Союза генерал-полковник Виталий Павлов так написал о своём боевом товарище: «Лётчиком генерал Б.А. Воробьёв был великолепным – от Бога. Вспоминаю до сих пор и вспоминать буду до конца дней своих генерала Воробьева – брата, друга, коллегу. Без таких людей, как Боря Воробьёв, земля становится пустой…». …Лётчики не умирают, они просто улетают в вечность. |
||||
|